_____________________________________________________________________________
В топливную систему двигателя автомобилей
УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 установлены два топливных бака, из которых
топливо через фильтр-отстойник,
топливный насос и фильтр тонкой очистки поступает в карбюратор, а затем,
смешиваясь с воздухом, поступающим через воздушный фильтр, в цилиндры
двигателя.
Рис.1. Пробка топливного бака УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1 — палец; 2— держатель клапанов; 3 — колпачок впускного и выпускного
клапанов; 4—корпус пробки; 5—прокладка; 6—пружина выпускного клапана; 7
— пружина впускного клапана; 8 — цепочка
Баки топливной системы УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 расположены слева и справа
между продольными балками рамы и боковыми панелями кузова.
Наливная
горловина топливных баков плотно закрывается пробкой (рис.1), которая
подобно пробке радиатора имеет впускной и (выпускной клапаны,
предотвращающие образование разрежения или чрезмерного повышения
давления в топливных баках.
Впускной клапан открывается при разрежении в баке в 0,01 — 0,03 кгс/см2,
а выпускной — при давлении в баке, равном 0,01 — 0,02 кгс/см2.
Топливопровод выполнен из стальных трубок
наружным диаметром 8 мм и гибких резиновых шлангов.
Трехходовой кран (рис.2) служит для переключения топливных баков и установлен на полу кузова справа под сиденьем водителя.
При положении рукоятки крана вдоль
оси
автомобиля оба бака отключены от топливного насоса.
Рис.2 - Трехходовый кран
1— корпус ; 2 — втулка; 3 —пробка; 4 — сальник; 5 —шайба; 6 — гайка; 7 —
рукоятка
При повороте рукоятки влево или вправо на 90° с топливным насосом
соответственно соединяется левый или правый бак.
Фильтр-отстойник автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.3)
установлен между топливным баком и топливным насосом.
Его назначение —
предотвратить попадание в топливный насос воды и механических частиц
размером более 0,05, не задерживаемых сетчатым фильтром приемной трубки
топливного бака.
Рис.3. Топливный фильтр-отстойник УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1—паронитовая прокладка; 2—корпус; 3 — болт; 4 — впускной
топливопровод;- 5 — прокладка фильтрующего элемента; 6 — фильтрующий
элемент; 7 —
стойка фильтрующего элемента; 8 — отстойник; 9 — пробка сливного
отверстия; 10 — выпускной топливопровод; 11 — пластина фильтрующего
элемента; 12—отверстия в пластине для прохода топлива; 13 — выступ на
пластинах; 14 — отверстия в пластине для стоек
Топливный насос (бензонасос) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) —
диафрагменного типа с механическим приводом от распределительного вала.
Работает бензонасос следующим образом.
Эксцентрик 13, набегая на конец рычага, заставляет другой его конец
вместе со штоком и диафрагмой опускаться вниз.
В верхней полости
создается
разрежение, открывающее впускной клапан и засасывающее топливо в полость
над диафрагмой.
Рис.4 – Бензонасос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1 — корпус; 2 — пружина диафрагмы; 3 — отверстие, сообщающееся с
атмосферой; 4 — уплотнитель; 5 — шток диафрагмы; 6— рычаг штока; 7 —
валик
рычага ручной подкачки; 8 — рычаг ручной подкачки; 9 — оттяжная пружина;
10 — ось рычагов привода; 11 — пружина рычага привода; 12 — рычаг
привода; 13 — эксцентрик распределительного вала; 14 — диафрагма; 15 —
головка; 16 — нагнетательный клапан; 17 — крышка головки; 18—болт
крышки; 15 — фильтр-сетка; 20 — прокладка; 21 — впускной клапан
Возвратный ход диафрагмы осуществляется пружиной 2. Под ее воздействием
диафрагма выталкивает топливо через нагнетательный клапан в
карбюратор.
К основным неисправностям топливного насоса (бензонасоса) УАЗ-469,
УАЗ-31512, 31514 относятся повреждение диафрагмы, нарушение
герметичности
клапанов, снижение упругости пружины диафрагмы, износ приводных рычагов
и тяги насоса.
Неисправность диафрагмы обнаруживают по подтеканию топлива через
отверстие 3 в корпусе бензонасоса (см. рис.4).
Не
плотность прилегания клапанов вызывает перебои в работе двигателя и
затрудняет его пуск, поэтому поврежденную диафрагму, неисправные клапаны
и
уплотнительную прокладку крышки следует заменить.
Упругость пружины 2 диафрагмы считается достаточной, если для сжатия ее
до длины 15 мм необходимо приложить усилие в пределах 5,0—5,2 кгс. При
меньшей упругости ее следует заменить.
Ось 10 рычагов и рычаги 6 к 12
при наличии заметного износа заменяют новыми или восстанавливают
наплавкой пружинной стали на изношенную часть с последующей подгонкой по
шаблону.
В месте наплавки металла рычаг после подгонки нагревают до красного
каления и закаливают в воде.
Разработанные отверстия в рычагах
восстанавливают заваркой с последующим сверлением отверстий или
запрессовкой в них втулок с внутренними отверстиями, соответствующими
диаметру оси.
Подсборку диафрагмы бензонасоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется
выполнять в приспособлении. При завертывании гайки штока ключом 4
все детали зажимают рычагом 5 для предотвращения смещения листов
диафрагмы относительно друг друга.
В правильно собранной диафрагме прямоугольное отверстие на конце тяги
диафрагмы должно находиться в плоскости, проходящей через два
диаметрально противоположных отверстия диафрагмы.
Подсобранную диафрагму следует положить на 12—20 ч в бензин для
размягчения ее листов. В корпус бензонасоса диафрагму
устанавливают
в следующем порядке.
Поставить рычаг ручного привода в крайнее нижнее положение. Взять корпус
бензонасоса УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 в левую руку и нажать большим
пальцем на выступ рычага тяги диафрагмы так, чтобы другой конец рычага
поднялся вверх до отказа.
Правой рукой, сжимая пружину и слегка поворачивая диафрагму против
часовой стрелки, соединить тягу диафрагмы с рычагом ее привода.
Совместить
отверстия диафрагмы с отверстиями корпуса бензонасоса, вращая диафрагму
против часовой стрелки.
Совмещение отверстий поворотом диафрагмы по часовой стрелке может
привести к ненадежному соединению тяги диафрагмы с ее рычагом. При
установке всасывающего и нагнетательного клапанов в сборе необходимо
подложить под них бумажные прокладки.
При соединении головки бензонасоса с корпусом для предотвращения
образования складок на листах диафрагмы рычаг ручного привода насоса
следует
поставить в крайнее верхнее положение.
Вначале необходимо завернуть до отказа два противоположных винта, затем
остальные (крест-накрест), чтобы избежать перекоса диафрагмы.
Если эта
операция будет выполнена неправильно, диафрагма будет натянута слишком
туго, и срок ее службы сократится.
Собранный топливный насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверяют на начало
подачи, давление и разрежение. Подача топлива должна начинаться через
22 с при 120 об/мин распределительного вала, что соответствует 44 качкам
рычага насоса.
Бензонасос должен создавать давление 150—210
мм рт. ст. и разрежение 250 мм рт. ст. минимум. Производительность
топливного насоса должна быть 50 л/ч при 1800 об/мин распределительного
вала.
Исправность работы топливного насоса можно проверить непосредственно на
двигателе при помощи манометра со шкалой до 1,0 кгс/см2 и ценой
деления 0,05 кгс/см2.
Для этого необходимо прогреть двигатель до устойчивой работы на малых
частотах вращения коленчатого вала и, остановив двигатель, отсоединить
нагнетательную трубку бензонасоса от карбюратора, а затем соединить ее
через резиновый шланг с манометром.
Пустить двигатель на оставшемся в карбюраторе топливе и при работе его
на малой частоте вращения коленчатого вала при холостом ходе в течение
2—3 мин проследить за показаниями манометра — они должны находиться в
пределах 0,2—0,3 кгс/см2, затем остановить двигатель и по манометру
наблюдать за уменьшением давления. За 30 с давление не должно упасть
более чем на 0,1 кгс/см2.
Фильтр тонкой очистки топлива УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.5)
устанавливается между топливным насосом и карбюратором. Фильтрующий
элемент
состоит из латунной сетки с размером ячейки (на свету) 0,14 мм,
намотанной в два слоя на стакан из алюминиевого сплава.
Рис.5. Фильтр тонкой очистки топлива УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1 — корпус; 2 — прокладка; 3 — фильтрующий элемент; 4 — отстойник; 5 —
скоба; 6 — распорная пружина; 7 — гайка-барашек
Сетка на стакане удерживается цилиндрической пружиной, надетой снаружи
на элемент.
Карбюратор УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 (рис.6) — однокамерный,
вертикальный с падающим потоком смеси, балансированной поплавковой
камерой,
экономайзером и ускорительным насосом.
Главный топливный жиклер постоянного сечения в сочетании с воздушным
жиклером обеспечивает оптимальный состав рабочей смеси на частичных и
полной нагрузках двигателя.
Рис.6. Схема карбюратора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1 — крышка; 2—привод насоса ускорителя и экономайзера; 3 — распылитель
ускорительного насоса; 4— малый диффузор; 5 — воздушная заслонка; 6
— распылитель экономайзера; 7 — главный воздушный жиклер; 8 — воздушный
жиклер холостого хода; 9— игольчатый клапан, 10 — фильтр; 11 —
смотровое окно; 12—пробка сливного отверстия; 13 — поплавок; 14 —
корпус; 15 —главный топливный жиклер; 16 — топливный жиклер холостого
хода;
17 — эмульсионная трубка; 18 — винт качества смеси холостого хода; 19
смесительная камера; 20 отверстие системы холостого хода; 21— дроссель;
22—отверстие для трубки вакуумного регулятора; 23—большой диффузор; 24 —
нагнетательный клапан насоса-ускорителя; 25 — впускной шариковый
клапан; 26 — клапан экономайзера; 27 — поршень ускорительного насоса
Пропускная способность и размеры дозирующих элементов карбюратора
УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 следующие:
Пропускная способность, см3/мин:
- главного топливного жиклера - 370±5
- топливного жиклера холостого хода - 55±1,5
Диаметр, мм:
- главного воздушного жиклера - 1,1+0-06
- воздушного жиклера холостого хода - 1,3+0'06
- эмульсионного жиклера холостого хода . . . 1,5+0'06
- жиклера экономайзера - 1,6-10,06
- распылителя ускорительного насоса - 0,7+0,06
- экономайзера - 3,0 ±0,16
Управление карбюратором УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 осуществляется с места
водителя. Дроссель имеет ручной и ножной приводы, а воздушная
заслонка только ручной (рис.7).
Рис.7. Привод дросселя и воздушной заслонки карбюратора УАЗ-469,
УАЗ-3151, 31514
1 — педаль управления дросселем; 2 — контргайка; 3 — регулировочная
муфта; 4—оттяжная пружина; 5—кронштейн; 6—валик; 7— компенсационная
пружина; 8 — рычаг; 9 и 10 — гайки, 11 — тяга, 12 — промежуточный рычаг;
13 — рычаг троса ручного управления дросселем; 14 — кронштейн крепления
оболочки троса; 15 — регулируемая тяга; 16—контргайка; 17 — наконечник;
18 — рычаг дросселя; 19 — кнопка ручного управления воздушной заслонкой;
20 — кнопка ручного управления дросселем
Воздушный фильтр УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.8) —
инерционно-масляный. При прохождении через фильтр воздух подвергается
двойной очистке.
Рис.8. Воздушный фильтр УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1 — патрубок; 2 — хомут; 3 — крышка фильтра; 4 — фильтрующий элемент; 5
— корпус; 6 — уплотнитель; 7 — отражатель
При резком изменении направления движения перед поступлением в
фильтрующий элемент воздух освобождается от тяжелых частиц пыли,
которые, не
успевая вместе с воздухом изменить направление движения, попадают в
масляную ванну.
В фильтрующем элементе воздух, пройдя через его поры, освобождается от
мельчайших частиц пыли, а также от капелек масла, которые он захватил из
масляной ванны.
Впускная труба (рис.9), отлитая из серого чугуна, прикреплена с правой
стороны к головке цилиндров через железо-асбестовую прокладку.
В средней части труба соединена с выпускной трубой. В этой части
впускная труба подозревается отработавшими газами, что улучшает
испарение
топлива и делает работу двигателя более экономичной.
Рис 9. Схема подогрева впускной трубы
1 — впускная труба; 2 — прокладка; 3 — ось заслонки; 4— заслонка; 5 —
выпускная труба; 6 — сектор заслонки
Степень подогрева рабочей смеси регулируется принудительно водителем в
зависимости от температуры окружающего воздуха с помощью
металлического сектора, имеющего соответствующие надписи «зима» и «лето»
и установленного с наружной стороны выпускной трубы.
При температуре окружающего воздуха ниже 0° С сектор устанавливают в
положение «зима», а при температуре окружающего воздуха выше 0° С — в
положение «лето».
Фильтр-отстойник. При проведении ТО-1 слить отстой грязи и воды через
сливное отверстие. Перед зимним сезоном эксплуатации снять и промыть в
бензине или ацетоне фильтрующий элемент. Разбирать его не следует.
После промывки фильтрующий элемент продуть сжатым воздухом давлением не
более I кгс/см2, чтобы не вызвать повреждения фильтрующих пластин.
Топливный насос - Перед зимним сезоном
эксплуатации удалить отстой грязи и воды из отстойника и промыть
сетчатый
фильтр.
При установке крышки на место тщательно следить за сохранностью
прокладки, устанавливаемой между головкой и крышкой головки.
Повреждение этой прокладки вызывает подсос воздуха при работе насоса.
При проведении ТО-2 необходимо проверять крепление насоса к двигателю,
сосюяние гибкого топливопровода и герметичность соединения его с
топливным насосом.
Подтекание топлива из бензонасоса УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 через
контрольное отверстие свидетельствует о неисправности диафрагмы. В этом
случае необходимо снять насос, разобрать его и заменить диафрагму новой.
Разбирать насос следует только в случае действительной необходимости, так как при разборке можно легко повредить исправную диафрагму.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514
Блок цилиндров и ГРМ УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Коробка передач УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рама и кузов УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
Раздатка и карданы УАЗ-31514, 469
Рулевое управление УАЗ-469, УАЗ-31512
Система охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Система зажигания УАЗ-469, УАЗ-31512
Топливная система УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
Тормозная система УАЗ-469, УАЗ-31512
_______________________
Автосигнализации
АКПП
Двигатели
Ремонт и сервис